direct
Если у вас есть интересная информация о компьютерной мебели, пишите в наш пресс-центр на info@directdesk.ru
пресс-центр
direct

Посадочный материал

Эргономика — модное слово. В российских вузах есть целые кафедры, изучающие, как сделать условия работы рабочего или служащего комфортными. Взяв на заметку выкладки ученых, производители офисной мебели конструируют столы и стулья, максимально приближенные к человеческим потребностям.

Для справки: Эргономика — отрасль знаний, изучающая человека и его деятельность в условиях современного производства. (Большой Толковый словарь русского языка).

Сесть на 10 лет

То, что жизнь — штука вредная, знают все. Некоторые даже стараются свести к минимуму список вредных воздействий на свой организм. Но лишь единицы понимают, что ни плохая экология, ни «быстрое» питание не наносят человеку такого вреда, как его любимая работа. Причем мы имеем в виду не шахтеров или шпалоукладчиц, а обычных офисных клерков — «белых воротничков», которые могут сгореть на работе быстрее, чем люди более, казалось бы, экстремальных профессий.

Ведь среднестатистический служащий в течение дня сидит на стуле до 90 % рабочего времени, что за всю его трудовую жизнь составляет 80 тыс. часов или примерно 10 лет, которые он проводит не в самой полезной для здоровья позе.

Вадим Тахтай, заведующий отделением физиотерапии и реабилитации Института ревматологии РАМН: «От сидячей работы в первую очередь страдает позвоночник, нарушается осанка, что может стать причиной заболеваний сердца. Страдают и легкие, которые не функционируют в полном объеме, когда человек находится в сидячем положении. В несколько раз возрастает риск заболевания пневмонией. Большие проблемы у офисных служащих и с кишечником. Другие распространенные заболевания клерков — запоры и геморрой».

Доктора перечисляют типичные «офисные» болячки долго и с упоением, отмечая при этом интересную закономерность, что чем выше должность пациента, тем запущенней его здоровье — и физическое, и эмоциональное. Видимо, подсиживать коллегу или начальника — дело не только не благородное, но и вредное.

В такой ситуации вопрос соответствия условий труда правилам эргономики из плоскости теоретической перетекает в практическую в виде следующего вопроса: «И кому, собственно, нужен впечатляющий карьерный рост или высокооплачиваемая работа ценой собственного здоровья?»

Любопытно, что в последнее время вопросами типа: как расположен стол относительно источников света и рабочих мест коллег — интересуются не только врачи, но и работодатели. Не из человеколюбия, разумеется. А по самым что ни на есть экономическим мотивам. Ведь неудобства, испытываемые сотрудниками на работе, непосредственно связаны с уровнем производительности труда. Иными словами, чем комфортнее человек себя чувствует на работе, тем больше души он вкладывает в процесс производства. Да и больничных листов приходится оплачивать меньше — тоже экономия. Так что сегодня, когда речь заходит о грамотной организации офисного пространства, имеется в виду не столько дизайн и мода, сколько эргономичность, экология процесса производства и психологический комфорт сотрудников.

Работа — дом родной

Бесспорно, офисная мебель — один из важнейших компонентов любого офиса. Она может дополнять общее дизайнерское решение кабинета, подчеркивать корпоративный стиль и статус фирмы. Однако, в отличие от домашней мебели, рабочая является не столько элементом обстановки, сколько инструментом эффективной работы.

В силу такого подхода офисная мебель последнего поколения сильно изменилась, преобразив заодно и все пространство офиса. Причем изменился не только предметный состав обстановки и конструкторские решения, но и сам дух офиса.

Ведущие игроки рынка офисной мебели отмечают, что основная тенденция в производстве офисной мебели — индивидуализация рабочих мест.

Елена Никологорская, директор по развитию компании «ДОК-17»: «Эта тенденция проявляется в виде повышения спроса на разделительные экраны, мобильные офисные перегородки, а также различные навесные элементы (лотки для папок и бумаг, держатели для дисков), позволяющие максимально разгрузить рабочую поверхность стола».

Сама мебель становится менее казенной, почти полностью стирая визуальную грань между обстановкой для дома и для офиса. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты опроса покупателей в мебельных салонах: свыше 50 % офисной мебели, приобретаемой частными клиентами, предназначено для обустройства домашних кабинетов или просто домашних офисов. Для этих целей подходят как коллекции мебели для кабинетов руководителей, так и элементы серий оперативной мебели или модифицированные компьютерные столы для дома.

«Одомашнивание» офиса — это не вопрос моды или личных пристрастий дизайнеров. Тому имеются веские научные обоснования. Эксперты различных научных организаций тщательно изучают факторы, влияющие на комфортность рабочего места, начиная от размеров и пропорций офисных помещений и заканчивая наличием на рабочем месте личных вещей. Было доказано, что производительность труда сотрудников, чьи рабочие места организованы с учетом специфики их обязанностей и личных пристрастий, в среднем выше, чем у их коллег, сидящих в стандартных помещениях.

Однако не стоит думать, что комфортный офис — это плюшевые подушечки, семейные фотоальбомы и заросли тропических растений на рабочем месте. Хотя и то, и другое вполне допустимо в разумных пределах.

На самом деле индивидуальность офисной мебели выражается в таких мелочах, как специально продуманные отделения для хранения личных вещей, в возможности комплектовать рабочее место элементами мебели и аксессуарами в соответствии с профессиональными обязанностями сотрудника. Значительно улучшают и настроение, и КПД регулируемые по высоте столы, которые можно подстраивать под рост пользователя. Наконец, стоит уделить внимание организации нерабочих зон офисов — комнат отдыха, корпоративных кафе, — где можно сбросить галстуки и перейти к неформальному общению.

Созданию дружественной, антистрессовой атмосферы на работе во многом способствует цветовая гамма помещения, в частности теплые, светлые тона мебели. У российских потребителей наибольшим спросом пользуются такие цвета, как «орех», «бук», «клен», «ольха». В связи с наметившейся тенденцией к «индивидуализации» постепенно меняется и взгляд на используемые материалы для оформления офисов и изготовления офисной мебели. Пластик уходит на второй план, уступая место «натуральным» материалам — шпону, текстилю из натуральных волокон, природному камню и т.п. Для разделительных экранов и перегородок используют тканые полупрозрачные материалы и оргстекло, которые позволяют отделять рабочие места, не создавая жестких границ.

Эргономика по-русски

К слову сказать, отечественные мебельщики вовремя уловили тенденцию изменяющегося спроса и начали разрабатывать и выпускать коллекции офисной мебели, отвечающие всем правилам эргономики. Причем конструкционные изменения коснулись не только дорогих кабинетов, но и сегмента оперативной мебели.

Основная тенденция, общая для всех современных эргономичных коллекций, — модульность и мобильность. Как правило, серия оперативной мебели насчитывает множество элементов — столы (криволинейные и прямоугольные), различные приставные тумбы, столы и столики для переговоров, разнокалиберные шкафы и системы хранения информации. Все элементы должны быть совместимы друг с другом. Это позволяет комплектовать рабочее место (а впоследствии и трансформировать), исходя из производственной необходимости, сохраняя при этом единый стиль офиса.

Благодаря такому подходу к разработке коллекций у покупателя появилась возможность выбирать те элементы, которые ему необходимы в силу специфики работы фирмы или планировки офиса. Помимо этого модульная мебель — лучший вариант для быстрорастущих компаний. При увеличении числа работников докупить недостающие элементы не составит труда.

Следующая черта современных коллекций — пересмотр традиционного двухмерного пространства офиса. Эргономичная мебель существует в объемном, трехмерном помещении. В связи с этим в коллекции включаются разного рода надстройки, лотки, подставки под телефон и монитор, а также прочие функциональные аксессуары, которыми вовсе не обязательно загружать стол. Целесообразнее воспользоваться, например, навесными полками или тумбочками на колесах, которые помогут организовать рабочее место по принципу «все под рукой», когда необходимые для ежедневной работы полки, тумбы, шкафы находятся на расстоянии вытянутой руки. По мнению специалистов, такое расположение мебели считается оптимальным. Это позволяет исключить ненужные затраты энергии и направить все силы на выполнение своих обязанностей. Ведь доказано, что благодаря соблюдению норм эргономики экономится около 30% рабочего времени.

Хорошо сидим

Часто при выборе офисной мебели первостепенное внимание уделяется крупным предметам обстановки — столам, шкафам и тумбам. Считается, что эти предметы чаще всего обращают на себя внимание и формируют облик офиса, поэтому на них не экономят. А кресла и стулья работодатели выбирают по остаточному принципу, руководствуясь сочетаемостью цветовой гаммы и низкой ценой.

В результате в российских офисах по-прежнему преобладают дешевые кресла ценой от $80 до $150, в то время как на Западе такой подход давно не популярен. Там цена офисного кресла рядового сотрудника обычно в два, а то и в три раза выше стоимости рабочего стола и начинается от 400 евро. Рядовое операторское или секретарское место легко может комплектоваться креслом за 800 евро и даже дороже.

За эти деньги работник получает современное эргономичное кресло, которое существенно снижает нагрузки на позвоночник во время многочасовых бдений за компьютером. Соответственно, снижается утомляемость, производительность труда повышается. А это дорогого стоит.

Вадим Кузнецов, коммерческий директор компании «ФЕЛИКС»: «Эргономичное офисное кресло обязательно должно быть удобным. Рабочая поверхность «посадочного места» должна иметь закругленную кромку, задняя часть сиденья — быть слегка закругленной вверх, чтобы позвоночник приобрел естественную форму.

Кресло должно регулироваться по высоте за счет пневматического устройства или винтового механизма. Хорошо, если по высоте регулируются подлокотники и спинка — это дает возможность «настроить» кресло под рост конкретного человека и тем самым избежать хронических нагрузок на позвоночник, также эти регулировки помогают предотвратить развитие синдрома «усталого запястья».

Важно, чтобы человек мог изменить все регулировки, не вставая с кресла. Основание кресла должно иметь не менее пяти точек опоры. Рекомендуется также применение самотормозящихся колесиков».

Необходимо отметить, что прогресс затронул не только конструкцию эргономичных кресел, но и материалы, из которых они изготавливаются. Натуральные ткани — это уже привычно, а вот медицинский гель в сиденьях офисных кресел — это что-то новенькое. Такой гель применяют в ожоговых центрах и для больных в состоянии полной неподвижности. Гель способствует кровообращению и поддерживает постоянную температуру тела. Теперь он прижился и в мебельном производстве.

Понятно, что навороченное эргономичное кресло не может стоить дешево — цена отечественных моделей начинается от $150, а импортных — от $300. Кстати и $3 тыс. за кресло — не предел. Если вашим работодателям это не по карману и они снабдили весь офис «табуретками», то доктора советуют чаще покидать свое рабочее место, делать гимнастику — по примеру китайских рабочих или сидеть в типичной американской позе — откинувшись в кресле, положить ноги на стол. Неэстетично? Зато дешево и полезно — улучшается отток крови от нижних конечностей.

Застольные разговоры

Выбор стола как основного предмета обстановки также ответственная задача. С каждым днем увеличивается количество операций, которые приходится выполнять на рабочем месте. Помимо привычной работы с компьютером и оформления бумажных документов большинство сотрудников много общаются как по телефону, так и с глазу на глаз. Естественно, требуется просторная рабочая поверхность. Это главное условие, так как если вам едва хватает места для размещения монитора, то ни о какой эргономике не может быть и речи.

Первое, на что мы обращаем внимание, — это форма стола. Долгое время криволинейные угловые столы (Г-образные) модели считались примером истинно эргономичного подхода к форме. Действительно, они очень удобны при работе с обычным громоздким монитором, который можно отодвинуть в угол на безопасное для глаз расстояние (оно должно составлять не менее 50 см). Однако, как показала последняя Кельнская мебельная выставка, где свои новинки презентовали крупнейшие производители и самые известные дизайнеры мира, криволинейность форм перестала быть догмой. Учеными было просчитано, что при работе за плоским монитором человеку совершенно не нужны дополнительные изгибы столешницы. Для этого достаточно правильного «прямоугольного» стола. Они-то и возвращаются в офисную моду.

Алексей Вышкварко, коммерческий директор компании «ЮНИТЕКС»: «Высота эргономичного стола, какой бы формы он ни был, колеблется в пределах 68—80 см. При прямой посадке стол должен доходить примерно до пояса человека, который за ним сидит. Этого вполне достаточно для поддержания правильной осанки и предотвращения травм позвоночника. Для максимального удобства некоторые компании выпускают столы с опорами, регулируемыми по высоте».

Потайные места

В науке эргономике стеллажи, шкафы и тумбы проходят не как предметы интерьера, а как так называемая система хранения. То есть все очень серьезно и с научным подходом. На современных мобильных тумбах, например, устанавливаются колесики, облегчающие процесс перемещения. Содержимое тумб может быть самым разнообразным — особенно удобны выдвижные и файловые ящики. Отдельная песня — тумбы-оргтауэры, незаменимые для хранения файлов, папок, канцелярских мелочей и компьютерных принадлежностей. В офисе они создают служащим дополнительный комфорт.

Конструкции шкафов модульных коллекций позволяют произвольно комплектовать наборы мебели, исходя из требований заказчика. Полки шкафов регулируются по высоте, обеспечивая возможность размещать в них книги и папки разного формата. Также в большинстве коллекций эргономичной мебели предусмотрены открытые стеллажи различных размеров, которые могут быть объединены в единую композицию с остальными предметами комплекта.

Статья опубликована в журнале «Профиль», № 42(409), 2004 г.

Столы компьютерные DIRECT — Ваш домашний офис!

<< назад
 
 (495) 240-52-10